- Главная - Видео - Маршруты - Галерея - Полезная информация - Карты - GPS - Форум -

К Чоргуньскому исару и пещере Мурзак-Коба

Поход по этому маршруту в окрестностях Севастополя скорее можно назвать приятной прогулкой без крутых подъёмов и спусков, доступной для людей любой возрастной категории и физической подготовки. В то же время, маршрут красив и познавателен, так как проходит возле красивейшего Чернореченского каньона, через обрывистую вершину Исар-Кая с развалинами средневекового дозорного укрепления княжества Феодоро.

Этот исар получил своё название от названия близлежащего села Чоргунь (ныне Черноречье). Другое распространённое его название Бибиковский исар (в честь первого его исследователя - севастопольца Бибикова Сергея Николаевича, известного советского археолога).

Под скалами Исар-Кая можно посетить грот-пещеру Мурзак-Коба, в которой оставили свои следы наши предки эпохи мезолита.

Далее тропа маршрута плавно спустится вдоль Чернореченского каньона к селу Черноречье, в котором находится ещё один памятник средневековья – Чоргуньская башня. Затем маршрут проследует по чернореченской долине вдоль одноимённой речки, берега которой в этих местах являются излюбленным местом отдыха севастопольцев. И, наконец, увидим ещё одно уникальное сооружение, построенное в античном стиле Древнего Рима, – Чоргуньский мост-акведук, являвшийся частью самотечного водопровода, подававшего воду в сухие доки Лазаревского Адмиралтейства в Севастополе до начала Крымской войны.

Начать этот маршрут можно от остановки «Поворот на Алсу» автотрассы Севастополь-Ялта. Далее нам предстоит следовать в направлении указателя «Морозовка, лагерь Алсу» до воинской части. Этот участок пути можно проследовать по асфальту, но более приятно пройти параллельно по хорошо набитой лесной тропе. К тому же, эта тропа немного «срежет» асфальтовый изгиб дороги. Начало тропы можно отыскать за километровым столбом «65».

Пройдя около полутора километра, пересекаем просеку с ЛЭП и через сосняк выходим на асфальт. Напротив воинской части за табличками лесничества сворачиваем влево на лесную дорогу в сосняке. Пересекаем сосняк и идём вправо. Возле бетонного телеграфного столба сворачиваем по тропе влево вверх и выходим на древнюю дорогу, с которой открывается гора Исар-Кая. Под обрывами вершины горы хорошо просматривается грот Мурзак-Коба.

По дороге выходим к седловине. Отсюда открывается вид на Черноречье. Здесь дорога сменяется тропкой, которая нас приведёт к стенам исара на вершине горы.

Но сперва лучше, чтобы не возвращаться потом, пройти к гроту Мурзак-Коба («пещера мирзы»). Спустится к гроту можно с полянки седловины по тропе, начало которой обозначено несколькими турами. Здесь в 1936 году была обнаружена стоянка кроманьонцев среднего каменного века (конец IX - VI тыс. до н.э.). Обнаруженные в гроте кремневые орудия (резцы, скребки, пластинки и микролиты – миниатюрные изделия из кремния), орудия из кости, рога, также кости копытных животных (косуль, кабанов) и рыб дали условное название мурзак-кобинской мезолитической культуре.

Посетив грот, возвращаемся обратно на поляну седловины. Идём по тропке к вершине и… вот и стены исара.

Обследован исар был лишь в 1938 С.Н.Бибиковым и А.К.Тахтаем. Его датируют дотурецким периодом (XIV-XV веками), после чего он был разрушен турками в 1475 году. Проходим в пролом и оказываемся на живописной полянке, в центре которой выложен крупными камнями крест. Это вершина. С неё во всей красе открывается вид на Чернореченский каньон и далее... Под нами, огибая Мельничную поляну, шумит речка Чёрная. Правее – деревня Морозовка (Алсу). Над ней строения недостроенного защищённого командного пункта Черноморского Флота (объект 221). Любуемся, отдыхаем, делаем снимки на память.

Теперь спускаемся опять к седловине и отыскиваем тропу в сторону Черноречья. Лесная тропа плавно спускается вниз. Справа продолжаем любоваться видами каньона. Вот слева открывается вид на озеро, образованное дамбой через Сухую речку. Продолжаем идти к Черноречью. Справа водозабор. Входим в село и поворачиваем налево перед детской площадкой, чтобы далее идти вдоль бетонного арыка.

Живописная тропинка вдоль арыка приведёт нас на поляны между горой Гасфорта и Телеграфной. На этих горах произрастают крымские кактусы – опунции. Их можно заметить справа от тропы на склоне Телеграфной. Вот и акведук. Переходим через него на другой берег. До села Хмельницкого рукой подать. От села можно добраться до Севастополя рейсовым транспортом.

Как этот поход прошли участники НАШЕГО МАРШРУТА смотрите на видео.

© НАШ МАРШРУТ Все права защищены.