- Главная - Видео - Маршруты - Галерея - Полезная информация - Карты - GPS - Форум -

На гору Сандык по речке Бага

Мы предлагаем совершить этот поход тем, кто хочет почувствовать дух богатейшей истории Крыма и прикоснуться к древним стенам одной из крепостей оборонительной системы княжества Феодоро. В это место пока ещё не водят экскурсии туристические фирмы. А так же тем, кто просто хочет совершить не сложную и, в то же время, живописную прогулку вдоль русла речки Бага и подняться на вершину, с которой можно полюбоваться открытыми просторами и панорамами долин и Крымских гор.

Гора Сююрю-Кая (острая скала), или по-другому Сандык (сундук), расположена на водоразделе Байдарской и Бельбекской долин. Её высота над уровнем моря составляет 820 метров.
В годы Великой Отечественной Войны крымские партизаны дали горе ещё одно название - «Треножка». Они использовали вершину скалы как наблюдательный пункт.

Вместе с остатками средневековой крепости, гора Сандык относится к историческим и природным достопримечательностям Крыма.
Историки датируют крепость на вершине Сююрю-Кая 13-15 веками, то есть временем княжества Феодоро. По различным описаниям устройство крепостных сооружений традиционно для Средневековья.
До наших дней наиболее узнаваемо сохранилась третья, замыкающая линия оборонительных сооружений - крепостная стена, образующая цитадель. Сохранились также храмовые гробницы, к сожалению, вскрытые и разграбленные ещё совсем недавно. Вершина горы представляет собой достаточно большую и плоскую площадку.
С горы открываются восхитительные виды на две долины - Байдарскую и Бельбекскую. Видна часть Мангуп-Кале, Ай-Петринская яйла, горы Ялпах-Кая, Бойка и Орлиный залет, дальше на восток – крымские полуторатысячники Кемаль-Эгерек и Демир-Капу.
Но чтобы созерцать всю эту красоту, поход на Сандык следует планировать в хорошую и ясную погоду.

Теперь подробнее о нашем маршруте.

От автобусной остановки в селе Новобобровское проходим между магазином и сельским клубом, идём по сельской улице вдоль речки.
Через триста метров переходим по бетонному мостику на другую сторону речки и идём по нахоженной туристами и местными жителями тропинке вдоль её русла. Берега становятся всё круче, образуя теснину. Это овраг Быкузен.

Примерно через километр пути попадаем в небольшой каньон, который заканчивается каскадным водопадом между двух отвесных скал. Чтобы двигаться дальше, необходимо вернуться примерно метров на 40-50 назад и подняться вверх по крутой тропинке. Перед нами открывается вид на скальный массив, который разделяет русло реки Бага. Влево уходит приток – Нижняя Бага, а вправо, в восточном направлении – основное русло реки Бага.

Идём вдоль основного русла, которое через триста метров изменяет свое направление к северо-востоку.

Река изобилует небольшими и весёлыми водопадиками, ниспадающими в довольно глубокие иррозионные ванны, в которых можно приятно освежиться. По дороге, справа от русла, бьёт из земли мощный родник Намоли-Чокрак (GPS-1).

Через три километра семьсот метров от начала нашего пути в селе Новобобровское русло реки разделяется на два притока. Идём вдоль левого, на север, по лесной дороге. (GPS-2)
Через полкилометра, направление дороги резко меняется к востоку (GPS-3). Начинается небольшой подъём.
Через 150 метров выходим на поляну. Пересекаем её в северо-восточном направлении и отыскиваем малохоженную лесную дорогу (GPS-4), по которой следуем в северо-восточном направлении до пересечения с хорошо накатанной дорогой лесничества (GPS-5).
Поворачиваем направо и, примерно через сто метров, выходим на развилку дорог.

Тут расположена мемориальная доска с надписью:
«Здесь, на г.Сююрю-Кая (Сандык) с октября 1941 г. по март 1942 г. находился наблюдательный пункт Ак-Мечетского и 5-го района партизан Крыма. Вечная слава героям!».

Далее следуем прямо по дороге, оставляя справа табличку Куйбышевского лесничества. Постепенно поднимаемся вверх. Надо быть внимательными, чтобы, примерно через шестьсот метров, слева не пропустить тропу, ведущую на гору Сандык (GPS-6).
Тропа круто поднимается через лес и густые заросли на полянках. На деревьях можно заметить синюю маркировку.
Пройдя около четырёхсот метров, подходим к крутым каменистым склонам Сандыка и поднимаемся на его плато. Наш путь составил примерно 7,5 километров.

Вернуться в село Новобобровское можно тем же путём, или продолжить свой маршрут.
В западном направлении дорога приведёт нас к горе Ирита-Кая и далее к перевалу Кабаний.
Следуя в восточном направлении, можно выйти к Урочищу Ай-Димитрий, или далее в сторону Ай-Петринской Яйлы через лесничество Чайный домик.

Оценить красоту маршрута и узнать детали его прохождения можно посмотрев наше видео или слайдшоу.

GPS-координаты основных и поворотных точек маршрута:

1. Родник Намоли-Чокрак (44°30'25.52"С; 33°52'17.90"В).
2. Развилка русла (44°31'7.55"С; 33°52'55.83"В).
3. Поворот дороги к поляне (44°31'22.77"С; 33°53'2.63"В).
4. Вход на дорогу с поляны (44°31'23.98"С; 33°53'13.57"В).
5. Выход на дорогу лесничества (44°31'49.77"С; 33°53'34.39"В).
6. Начало тропы на Сандык с дороги (44°31'40.57"С; 33°54'1.39"В).